Управление творчеством

Вопрос управления творчеством занимает меня с юности )

С одной стороны — творческие люди как правило, очень сложно управляются. Со сроками и дедлайнами вообще отдельная история. Плюс, именно из-за своего особенного взгляда на жизнь и мир, они зачастую плохо вписываются в “матрицу” общества и обычную систему мотивации. С другой — именно на творческих людях и неординарных решениях строится весь технический прогресс человечества и не только.

Когда я учился в аспирантуре, то выбрал тему для защиты кандидатского минимума по философии именно “Управление творчеством”. Помню тогда профессор, которому я сдавал защиту, увидел тему моего реферата и спросил “И что, им можно управлять?“ На что я его же классическими словами ответил: “Давайте об этом поговорим”. Поговорили хорошо — я сдал кандминимум.

С тех пор я часто возвращаюсь к основам управления творчества, которые открыл для себя в студенческие годы. Конечно, за годы практики ИТ менеджера, экстремальных стартов и медитаций, были сделаны новые открытия. О них я и хотел бы рассказать на своем мастер классе в Днепре 19 августа 2020.

Ниже привожу выдержки из главы “Управление творчеством” из моей книги “Эзотерическое управление проектами”.

Регистрация на бесплатный мастер-класс «Управление творчеством»
Днепр, 19 августа 2020 15:00

Проблема творческой личности

Вы не задумывались над тем, почему одни люди преуспевают, а у других случаются крупные неудачи, хотя всех нас учат по одинаковым учебникам, по шаблонам, так сказать? Мне кажется, подсказка к ответу кроется в умении нестандартно решить задачу. Как в бизнесе, так и в творчестве, искусстве, спорте и других областях неизмеримо дальше продвигаются те, кто нашел неординарное решение проблемы. (Здесь я не могу не отдать должное МФТИ, где я учился, поскольку именно нестандартные подходы там чрезвычайно приветствовались).

Но как ни странно, такие творческие, неординарные личности меньше всего вписываются в стандартную матрицу общества и компаний. Например, от талантливого программиста редко можно ожидать документацию по продукту (впрочем, от обычного – тоже :) ). Можно сказать, что, с одной стороны, на таких ярких дарованиях держится жизнь, с другой стороны, они «выпадают из гнезда» и зачастую попадают в довольно сложные условия и ситуации этой самой жизни.

Быть оригинальным или отличным от других, обычно является синонимом «быть опасным».

Во время своей учебы в аспирантуре я заинтересовался этим вопросом и даже сдал кандидатский минимум по философии, немало удивив преподавателя своим рефератом «Управление творчеством». Ниже я хочу поделиться некоторыми находками, которые полностью подтвердились в моей практике менеджера.

Можно ли управлять творчеством?

Мотивация следования правилам и установленным процедурам противоположна мотивации творчества. Мотивация для творчества кроется в тенденции человека познать себя, реализовать свои возможности. Это генеральное направление очевидно во всей человеческой жизни: стремление расширяться, развиваться, набираться опыта и выражать, раскрывать все способности существования. Эта тенденция может быть глубоко погребена под психологической защитой, но она существует во всех людях и ждет только соответствующих условий для освобождения и проявления.

Управление творчеством сводится к созданию благоприятных условий для творчества.

Карл Роджерс (Carl Rogers) в своей книге «К теории творчества» свел воедино условия, способствующие творчеству. Он подчеркивал, что к творчеству нельзя прину- дить, ему нужно дать возможность проявиться. Это наиболее успешно можно сделать при условии психологической безопасности (Х) и психологической свободы (Y). Вот эти условия:

Х1. Принятие индивидуума как безоговорочно стоящего. Это принятие проистекает из безоговорочной веры в человека, независимо от его прежнего положения. Когда человек чувствует это, он ощущает атмосферу безопасности. В такой атмосфере он может экспериментировать, искать себя новыми и спонтанными способами – он движется к творчеству.

Х2. Создание атмосферы, когда внешняя оценка отсутствует. Для индивидуума очутиться в атмосфере, когда он не подлежит оценке по каким-то внешним стандартам, означает обрести чувство неограниченной свободы. Оценка – это всегда угроза, она всегда вызывает необходимость защиты. Вместо внешней оценки на передний план выходит внутренняя, когда человек спрашивает: «Создал ли я то, что удовлетворяет меня?» Это не означает, что человек закрыт к внешней оценке. Это просто значит, что главный критерий оценки кроется внутри человека, а не вовне.

Х3. Выразительное понимание. Оценивайте людей не по меркам того, кем они сейчас являются, но кем они хотят стать. Принимайте их.

Y. Психологическая свобода – это когда менеджер допускает полную свободу символического выражения. Настоящее выражение гнева, например, обычно осуждается обществом. Однако мы можем позволить гнев в виде символа. Разрешение на то, чтобы быть свободным, также означает, быть ответственным: человек способен нести на своих плечах последствия своих ошибок, также как и достижений.

Касаясь эзотерической стороны данного вопроса, хотелось бы отметить, что условия X и Y сильно связаны с позитивным восприятием человека и его деятельности, когда отсутствует критика. При «мозговом штурме», например, есть такая фаза, когда фиксируются ВСЕ, даже самые нереальные и «сумасшедшие», идеи абсолютно без критики.

Достаточно странно, но критически настроенный человек, который преуспел в достижении своих целей и вылил на других море критики и сомнений, сам не находит в этом удовлетворения. Здесь можно сказать, что проигравшие – все. Однако тот человек, который старается видеть положительные, сильные стороны в людях и стремится выводить их на передний план, уже получает удовлетворение по пути движения к своей цели.

 

Это качество – положительный подход – можно и совершенно необходимо развивать для успешного менеджмента и управления творчеством.

 

[ОМ.4 Упражнения на развитие положительного подхода ищите в полной версии книги.]

 

Вместо итога

Определенно в современном обществе есть трудности с тем, чтобы сделать творчество естественным и свободным. Тем не менее, им можно управлять. Необходимо помнить, что люди творят, чтобы утолить свой голод по удовлетворению и самораскрытию. Вот почему множество стандартных техник терпит неудачу на поле вдохновения и творчества. Творческие люди маршируют под свой собственный барабан и ищут свою собственную, глубоко спрятанную награду. Они, как правило, не ищут той награды, какой менеджеры обычно мотивируют людей к действию.

Недавно на своем тренинге я проводил практику именно по развитию наших творческих способностей и выбрал всем известную область – поэзию. Мы сделали несколько упражнений на визуализацию: постарались вспомнить один яркий эпизод из нашего детства, когда мы просто прыгали от счастья. Вспомнить, снова стать тем счастливым ребенком и постараться выразить это на бумаге… В итоге некоторые участники тренинга написали свои первые стихотворения! Способности есть у всех, но зачастую мы их просто не развиваем и не проявляем. А ведь такая практика может быть прекрасным инструментом, чтобы коснуться более высокого плана сознания, где легче найти неординарное решение проблемы, простой и красивый выход из сложной ситуации. Зачастую во время такой практики в группе у меня также появляется вдохновение выразить свои переживания. Ниже привожу результаты участников тренингов:

В душе моей – весенняя капель
А за окном – зимы начало…
Душа моя, цветением весенним,
Встречает солнца луч,
А тело бренное в начале декабря
Томится, борется со сном.
Александр

Сила – в руках, в крыльях – ветер,
Солнце встает, лучами своими греет.
Не вспомню сейчас, где юг, а где север.
Почувствуй полет – тебе тоже станет теплее.
Максим

Незримi кола на огранцi моря
Сiро-слiпучим серпанком.
Мiдна мелодiя, Посмiшка Божа.
Все збудеться iз цим свiтанком.
Безумовно приймаю з Твоiх долонь
Небо Безмежнiсть i всi обмеження.
Стукотом Серця до болю в скронi Море.
Свiтанок. Вiчнiсть. Ти. I Я.
Ольга

Полет без страха, без границ
Как океан без берегов.
Мелькание знакомых лиц
И сердца устремленных зов.

Внутри я чувствую живет
Энергии златая птица.
Она летает и поет,
Она к Источнику стремится.

И ты без устали бежишь
По трассе, уходящей в небо.
Мой Кормчий, Ты меня услышь
И превзойди во мне и быль, и небыль.

Как птица, чтоб я мог летать,
Тебя на свете проявлять.
С покоем, радостью дружить
И Сердцу Твоему служить.

~~~

Я свободен!
Птицей лечу в синеве,
Подо мной облака проплывают.
Я парю над землей как во сне,
Неужели такое бывает?

Почему я парю и куда я лечу?
Повисает вопрос без ответа…
Видно, по-другому я жить не могу,
Потому что я двигаюсь к Свету.

Не находят во мне отголоски свои
Тяжесть жизни и распри земные.
Я свободен! И крылья мои
Не связать всем желаньям отныне.

Просто чувство приходит ко мне:
Я лечу к своему Назначенью.
Откликаясь на древнюю искру в себе,
Чтоб врасти в благодарность-служенье.

Стутишил